Свобода в движении. О лучших танцорах балета Южной Африки.

В истории спасения карьеры Дейни Хьорста, задействована машина с вооруженными полицейскими и горящие шины. Молодой танцор рос в преступном мире Южной Африки.
В 12 лет Дейни решает бросить балетную школу, но не из-за насмешек сверсников или внутренних сомнений, а из-за цен на автобус, которым он каждый день ездит в студию.
“Уж лучше еда в доме. У моей мамы было четверо детей на руках, и ее дохода от работы на обувной фабрике не хватало, чтобы прокормить всех нас. Я чувстовал, что поступаю правильно, покидая школу, и, таким образом, сохраняя деньги на еду.”

После того, как Хьортс ушел из студии, у него появляется много свободных вечеров, и чтобы как-то убить время, он, вместе в приятелями, поджигает шины и катит их по улицам, ради забавы. Развлечения прододжались до тех пор, пока однажды полицейский не зашвыргнул его в фургон, где объяснил, как себя надо вести.

Это и был поворотный момент.

svoboda-v-dvishenii

Хьортса отпускают с предупреждением и он перебирается жить к беззработному отцу на другой конец города, но в двух шагах от балетной студии. Так танцы стали пироманией.

В Южной Африке, на протяжении долгого времени, танцы были актом протеста.
Сегодня же танец открывает дверь к свободе, а количество талантилвых тацоров с Южной Африке зашкаливает. Именно эти таланты и получают основное внимание в балетном сообществе.

“Южноафриканские танцоры взрывают мир своей энергией,” – говорит арт директор танцевальной компании Рамбера, – “в их мышцах легкость и благородство, они как глоток свежей энергии.”

В 2016 году три танцора с Южной Африки завоевали мировые призы. В феврале, 16ти летний одаренный Леруа Мокгатли получил приз Лозанны, что открыл ему дверь в Национальную Академию Балета в Голландии.

В мае Оскар Бутелези, 24х летний танцор-хореограф из Йоханнесбурга, стал первым темнокожим победителем премии Курта Йосса в Ессене, Германия.

А Лондив Кхоза, 22х летняя балерина с Кейп Тауна, получила наставничество в лице Охада Нахарина, провозглашенного изриальского хореографа, в труппу которого Лондив вступила уже в августе.

Кхоза выросла в Кемпс-Бей, далеко от гетто, где прошло детство Бутелези, Мокгатли и Хьорст. Но в богатом, и, подавляюще белом, пригороде Кейпт Тауна, Кхоза была дочерью наемного работника. Ее мама начинала как обычная домработница, стала управляющей в доме для гостей одной богатой семьи из Великобритании.

В подрастковом возрасте Кхоза выиграла стипендию в приватной школе. “Мне пришлось стать свидетелем проблем высшего общества. Некоторые дети буквально дышали 100 долларовыми банкнотами.”

Так же как и Хьорст, будучи подростком, Кхоза практически бросила занятия танцами.
В балетной школе, их заставляли работать на износ, добиваясь паукообразного тела классической балерины – тела 5ти летнего ребенка – феномен, что случается крайне редко среди темнокожих девушек с Южной Африки.

В 16 лет, Кхоза спрашивала свое отражение в зеркале:”Почему я не могу быть тоненькой, как прутик? Почему я не выгляжу больной, как каждый, кто здесь находится? У меня не тело балерины, у меня нет техники. Я никогда в жизни не попаду в балетную труппу!”

svoboda-v-dvishenii

Начиная с осени 2016го, Кхоза учится у Нахарин (он запрещает заеркала в студии) как уничтожать сомнения, что практически погубили ее. “Что меня поражает в ней”, – говорит Нахарин, – “так это ее спрятанные сокровища. Внутри она очень богата, но все еще не нашла ключ, чтобы отворить свои тайники.” Балет дал Кхозе жизненноважную техническую базу, и, со временем, толчек, что сотрясет цитедель балета Южной Африки.

Недвано, вместе со своими друзьями, девушка написала и поставила комедийный спектакль под названием “Балет должен умереть”, где высмеяла эксплуатацию темнокожых танцоров некоторыми балетными компаниями и их директорами.

“Они будут использовать вас, чтобы получить финансирование. Как только поступают деньги, вас спрячут в темный шкаф, и достанут только, когда приедет “Top Billing” (телевизионная программа), чтобы отснять материал о предстоящих постановках.”

Кхозе удалось всего этого избежать, вступив в ряды Академии Искусства в Кейпт Тауне.
“Помимо искусства, у нее много других талантов. Она загадка. Ее нельзя просто взять и спрятать.” И это именно то, что Нахарин не собирается делать.

Ранее в 2016, Хьорст привез домой, в порт Елизабет, танцевальный пол. До этого это был тренировочный пол в лондонской школе Рамберта. Сейчас Хьорст собирает финансы, чтобы построить передвижную студию и гастролировать, как ментор, вместе с будущими танцорами по Южной Африке.

svoboda-v-dvishenii

Телосложение многих темнокожих танцоров с Южной Африки невероятно гибкое, но легко переоценить способность унаследовать такую особенность генетичечки. “Мы унаследуем координацию или телосложение, но мы не можем унаследовать то, как мы двигаемся,” – говорит Нахарин.

Хьорст подчеркивает легендарность “пантсулы” – эволюционного стиля танца 1950х, что стоял у истоков современного балета. Он характерен быстрыми движениями нижней частью тела и сложным структурным ритмом.

“У нас другое ощущение ритма, синкропированное чувство движения, и это невозможно измерить существующими стандартами. А еще у нас центр тяжести ниже, в бедрах, и ступни более гибкие.”

svoboda-v-dvishenii

Посмотрите выступление Леруа в стиле контепт. Это более дикая интерпретация Мики Теодоракис в «Танце Зорбы», где смешались культуры и стили.

Леруа, мальчик 16 лет, с тонкий и гибкий, передает нарастающий темп греческой гитары с помощью шторомовой энергии. Его круговые движения, растворяются по наростанию, волнующий кульминационный момент замирает в невесомости.

В конце, он поворачивается к зрителю и триумфально кричит.

Источник – The Economist

Авторский перевод – Анна Биленька.

Advertisements

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s